Подготовка к TOEFL: с чего начать преподавателю английского
Чем TOEFL отличается от IETLS, и почему именно сейчас самое время для учителей английского начать готовить учеников к этому экзамену. Об этом поговорили с Ириной Ермоленко, преподавателем и тренером ВКС, экспертом по международным экзаменам, в том числе TOEFL.
– Ирина, за что вы любите TOEFL?
– За то, что он учит читать тексты и слушать лекции на английском не для того, чтобы просто найти или угадать ответы на вопросы, а чтобы понять логику и выхватить главное. Мне нравится, что подготовка в частях Writing и Speaking заставляет студентов усваивать и использовать новую лексику. В обеих частях вопросы основаны на коротких текстах и лекциях, так что хочешь-не хочешь, а придется использовать эту лексику в письменной и устной речи. Еще мне нравится, что TOEFL максимально имитирует реальную учебную ситуацию: студенты слушают короткую лекцию, конспектируют ее, а затем отвечают на вопросы, используя свои записи. И, наконец, мне нравится, что в этом экзамене понимание и умение выразить свои мысли четко и кратко ценится выше, чем цветистость речи, а уж многословие ради многословия и подавно не приветствуется.
– Насколько актуален TOEFL, ведь IELTS считается более популярным экзаменом?
– Действительно, TOEFL и IELTS – два самых широко используемых экзамена для определения уровня владения английским языком при подаче документов в учебные заведения. Однако почему-то распространено мнение, что TOEFL нужен только тем, кто поступает в североамериканские университеты. Это далеко не так!
Действительно, в США 8 из 10 ведущих университетов предпочитают TOEFL, но при этом результаты этого экзамена принимают все университеты Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, а в Канаде 8 из 10 программ бакалавриата отдают предпочтение именно этому тесту. Результаты TOEFL принимают в большинстве университетов Европы, особенно широко в Германии и Франции.
По данным IELTS IDP, результаты IELTS принимают в 12 000 учебных заведениях в 150 странах. Согласно ETS (организации, которая создает и проводит TOEFL), его результаты признают 12 500 учебных заведениях в 160 странах мира.
– Какие еще преимущества у TOEFL перед IELTS?
– И тот и другой состоят из четырех частей – Listening, Reading, Writing и Speaking, но с 2023 года TOEFL стал существенно короче. Eсли письменная часть IELTS длится примерно 2 часа 30 минут без перерыва, и при этом Speaking (11-14 минут) проводится отдельно и не всегда в тот же день, то обновленный TOEFL займет чуть меньше двух часов. И наконец, самое главное – TOEFL можно сдать не только в специализированных центрах почти во всех странах мира, но онлайн. И это сейчас существенное преимущество для тех, кто живет в России.
– Как отличаются задания?
– Что касается Reading и Listening, то тематика, лексика и уровень сложности примерно те же, что и в IELTS. Различия – в типах вопросов и соответственно, в стратегиях. И в том и другом экзамене два письменных задания. В IELTS – это описание графика, процесса или карт (первое задание) и эссе длиной не менее 250 слов (второе задание). В TOEFL в первом задании нужно прочитать короткий текст, прослушать короткую лекцию на ту же тему и затем письменно сравнить их (155-200 слов). Второе задание – написать пост в чат (от 100 слов) в ответ на вопрос преподавателя обычно на какую-то общественно значимую тему (защита окружающей среды, образование, работа, медиа и т.п.)
– Нужно ли преподавателю английского сдавать TOEFL, чтобы начать готовить студентов к этому экзамену?
– Нет, нет, и еще раз нет! Хотя, конечно, такой опыт как минимум не повредит. Чтобы успешно готовить студентов к этому экзамену, во-первых, нужно понять его философию. Во-вторых, знать особенности каждой части, типы вопросов и стратегии ответа на них, нюансы и требования, особенно в части письма и говорения. Боюсь, что сдачи теста для этого может оказаться недостаточно.
Кроме того, нужно также хорошо ориентироваться в материалах для подготовки, которых множество – как учебников, так и сайтов. Но среди них масса бесполезных, а порой и откровенно вредных ресурсов. Как разобраться? Поможет многолетний опыт проб и ошибок. Эти знания можно набирать постепенно в процессе преподавания, но вряд ли это оценят ваши первые студенты, на которых вы будете учиться. Почему бы не ускорить этот процесс и не воспользоваться опытом тех, кто уже набил немало шишек на этом пути?
– Как вы начали готовить студентов к TOEFL?
– Честно признаюсь, сама я начинала готовить к TOEFL без специальной подготовки. Это было в то лето, когда под Москвой бушевали пожары, город заволокло дымом, многие преподаватели разъехались, и было просто некому взять с трудом собранную группу TOEFL. Как выбрать учебник? Что лучше – Cambridge? Longman? Barron’s? Delta? Где взять материалы для практики? Достаточно ли одного учебника? Коллега из Австралии посоветовал: “Возьми для начала Cambridge TOEFL и иди по нему!” Теперь-то я знаю, что это был не самый удачный выбор, и мне до сих пор мучительно стыдно перед моими первыми студентами.
Потребовалось немало времени, чтобы понять, что примеры Reading и Listening лучше брать из таких-то источников, но для Writing они не годятся, а вот для Speaking – в самый раз. Теперь-то я знаю, как комбинировать разные материалы – у меня они есть в электронном виде, и я ими делюсь со слушателями курса.
Сложнее всего было разобраться в требованиях к письменной части. Официальные требования есть в материалах ETS, но там нет примеров (model answers), которые можно использовать, чтобы научить студентов писать. Начинала с учебника Longman, и, к сожалению, не сразу поняла, что образцы ответов там не очень-то бьются с официальными критериями оценки. Потом открыла для себя учебник Оxford. В общем, как и во всяком деле – practice makes perfect. И я очень надеюсь, что когда-нибудь вы полюбите TOEFL так, как люблю его я.
Хотите начать готовить студентов к TOEFL и получить ценные ресурсы и советы от опытного тренера? Приходите на наш курс.
Инсайты, практические советы, полезные материалы по методике преподавания английского языка от тренеров ВКС найдете в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь к сообществу преподавателей!