С нуля до тичер-тренера за 5 лет: история Марии Васильевой
Мария Васильева ворвалась в мир преподавания в 2019 году, и буквально за 5 лет прошла путь от начинающего преподавателя до сертифицированного тичер-тренера с личным брендом, площадкой и продуктом. О том, как ей удалось так быстро «вырасти», и какую роль в этом сыграли курсы ВКС, она рассказала в интервью bkc.ru.
– Мария, расскажите о вашем преподавательском опыте до обучения в ВКС.
– До ВКС я в течение года училась в магистратуре МПГУ (Московский педагогический госуниверситет). Это была очень сильная программа – нас обучали на английском языке, по стандартам Кембриджа, а методику вела преподаватель с квалификацией Delta. То есть, по окончании я уже в теории была более менее знакома с коммуникативной методикой – знала термины, стадии урока, типы обратной связи. Поэтому когда пошла на программу CELTA в ВКС, могла полностью сосредоточиться на практике.
– Насколько программа была вам полезна?
– Все было максимально полезно. Особенно понравилось, что о нагрузке честно предупредили во время интервью. Меня тогда спросили, мол, с кем вы живете. Я ответила, что с мужем. И мне сказали: «Тогда предупредите мужа, что в течение месяца вы не будете готовить и убираться». На самом деле, так и было, но кайф и атмосфера вдохновения, созданная тренерами и коллегами, перекрывали всю усталость.
– Что для вас было новым? Были ли какие-то инсайты?
– На input sessions всегда рассказывали что-то интересное, новое, раскрывали какие-то аспекты. Например, как работать с произношением, какие есть нюансы, например, связанная речь (connected speech) и как это интегрировать в уроки. Особенно мне понравился подход, когда мы сначала как студенты что-то делали, а потом все вместе анализировали с точки зрения преподавания. И это присутствует на всех курсах ВКС – от CELTA до двухдневных точечных тренингов.
Основные инсайты были во время практики, потому что, когда ты преподаешь, и каждый твой шаг отсматривают сертифицированный тренер и пять твоих коллег, это дает массу практической информации. Например, во время одного из уроков я делала pronunciation drill и составила неаутентичные предложения. То есть они были грамматически и лексически верными и подходящими к теме урока, но на разборе меня спросили: «В какой ситуации у тебя ученики смогут это применить?» До этого, я об этом даже не задумывалась. Это один из таких ярких моментов, который остался в памяти.
– Не страшно было заниматься с реальными студентами?
– Вы знаете, в институте у нас была практика. Мы преподавали в группах, но это было, скажем так, не совсем по правилам – не было фокуса на парную, групповую работу. Вели уроки по старинке, как меня в школе учили. Скорее страшно было тогда, в институте. В целом после даже небольшого опыта работы со студентами страха не было. Наоборот, был азарт, интерес, и очень-очень хотелось экспериментировать, пробовать и применять на практике то, что узнали в теории.
– Что было после окончания CELTA?
– Скажу честно, изначально у меня не было четкого плана устраиваться куда-то на работу. Был какой-то кризис, когда я закончила с первой работой, и пока не было понимания, куда иду и зачем. Моя мама всю жизнь проработала учителем, и потом на пенсии обучала на дому. Я думала, что мне, наверное, это тоже подойдет. Вот сделаю корочку и буду преподавать.
Но зарубежная методика и CELTA открыли для меня абсолютно новый дивный мир работы в парах, в группах. Это было что-то абсолютно новое, интересное, и у меня руки чесались поскорее все это применить. Поэтому когда мне предложили поработать в небольшом языковом центре, я согласилась.
– Как вы поняли, что методика «работает»?
– Сразу пошли результаты. И для учеников это был какой-то новый формат – не так, как в школе. Они стали больше говорить, получать больше результатов. Я сама больше зажигалась от позитивных комментариев родителей, вовлеченности учеников и их отдачи. Cтало уходить намного меньше на подготовку к занятиям, потому что после CELTA ты просто сканируешь учебник, и понимаешь, что за стадия урока, что необязательно отрабатывать, а где нужно что-то докрутить. Смешно сказать, а ведь до этого у меня были занятия, когда я работала с одним учеником, а четверо остальных пол-урока молчали.
– А как вы в итоге ушли в свободное плавание?
– Сначала совмещала. Мне в целом нравилось работать в языковом центре – помимо преподавания я проводила тематические мероприятия на голом энтузиазме, предлагала развивать соцсети, но это оказалось невостребованным со стороны руководства. В конце концов возникли трения, и я ушла в частную практику.
– Что вас снова привело на курсы ВКС? Почувствовали нехватку каких-то навыков?
– Я в целом люблю учиться, не могу без этого. Мне кажется, всегда можно научиться чему-то новому, интересному. Были и точечные запросы. Например, у меня появились студенты на ЕГЭ, увидела, что в ВКС есть двухдневный тренинг для преподавателей по ЕГЭ. Ну почему нет? Естественно, я узнаю что-то новое. И да, это было максимально полезно. У курсов ВКС всегда прекрасный баланс теории и ценных прикладных материалов, презентаций, которые можно просто брать и пользоваться.
Потом подруга просила позаниматься с ее дочкой 4 лет. У меня не было опыта работы с такими малышками. Я не знала, как преподавать алфавит, что сначала – чтение или письмо. Поэтому я пошла на курс Very Young Learners. Там тоже тренер поделилась массой материалов с активностями, играми, ресурсами – просто сокровищница какая-то! Иногда просто видела курсы, и мне нравилось, как классно это звучит. Например, Upgrade Your Online Teaching Skills. Ну, если я онлайн работаю, конечно, мне надо upgrade my online teaching skills, почему бы и нет. В последнее время ко мне часто обращаются преподаватели с просьбой о консультации. Мне интересно развиваться в этом направлении. Естественно, сразу пошла на курс Train the Trainer, чтобы оказывать преподавателям более квалифицированную помощь, давать более бережную обратную связь на их уроки.
– Чем курс Train the Trainer был вам полезен?
– Теперь я себя считаю и позиционирую как сертифицированный teacher trainer. У меня есть сертификат школы, которая работает по кембриджской методике и которой я полностью доверяю. Это придаёт уверенность в себе, своих знаниях и методике, а также даёт возможность смело заявлять о себе, в том числе в соцсетях. Также после курса я расширила виды услуг. Если раньше это была просто консультация, то теперь я предлагаю Assisted Lesson Planning и Lesson Observation. До курса мне и в голову это не приходило.
– То есть вы теперь обучаете преподавателей?
– Все еще преподаю подросткам и взрослым, а также помогаю преподавателям. В основном планирую развиваться как эксперт по методике и тичер-тренер. Причем вышла на это направление почти случайно. Весной прошлого года я начала развивать блог в Телеграме, чтобы с помощью него набрать учеников. Стала изучать, как это правильно делать, пыталась закупать рекламу, начала общаться в чатах с преподавателями, принимать участие в марафонах, конференциях и видела классный отклик от преподавателей.
В декабре 2023 года стал явным диссонанс – веду канал для учеников, а у меня собрались преподаватели. Начали падать охваты, и я поняла, что надо что-то делать. Проанализировала, поняла, что кайфую от общения, помощи преподавателям, и действительно могу преподавателям дать пользу. В итоге поменяла направление канала, стала писать для коллег и сразу пошел рост, отклик и заинтересованность.
Так что продолжаю развивать телеграм-канал, на YouTube у меня есть авторский проект – «Методическая пилорама», в который я приглашаю преподавателей и экспертов, чтобы «распилить» какой-то миф о преподавании. Например, о том, что работа в группах неэффективна или о том, что коммуникативная методика – это просто болтовня на уроке.
Также принимаю участие в марафонах, несу коммуникативную методику в массы и работаю над своим продуктом – готовыми уроками по песням. Я обожаю работать по песням и делать это грамотно: выстраивать урок от лид-ин до продакшн-таска, чтобы каждая стадия логически выходила из другой. Начала с выступлений по этой теме, получила большой отклик и вот теперь логически пришла к продукту.
– Какие бы курсы ВКС вы порекомендовали вашим коллегам?
– У ВКС прекрасная продуктовая линейка. Можно полноценно прокачать методику от и до. Если нет возможности пройти что-то глобальное, но хочется решить какую-то конкретную задачу, то есть такие курсы как Upgrade Your Online Teaching Skills, Train the Trainer, Very Young Learners, Young Learners и короткие полезные интенсивы. Например, я до сих пор пользуюсь материалами, стратегиями и знаниями, полученными во время тренинга по ЕГЭ. В этом году готовила к ОГЭ, один мальчик сдал на 67 из 68 баллов, а второй сдал на «пятерку», но это у него единственная пятерка из всех предметов. Результаты говорят сами за себя. Конечно, я рекомендую курсы ВКС, потому что все они решают конкретные проблемы преподавателей.
Программы ВКС, которые прошла Мария:
- Курс Upgrade Your Online Teaching Skills
- Курс по подготовке учеников к ЕГЭ/ОГЭ
- Обучение английскому детей 3-6 лет
- Train the Trainer
- Блог Марии в телеграме
*Вместо программы CELTA в ВКС проходит российский аналог – курс ВКС CET, разработанный по кембриждским стандаратам.
Больше инсайтов, советов, полезных материалов по методике преподавания английского языка от тренеров ВКС найдете в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь к сообществу преподавателей!